Краснодарский край, лето...если вы попросите продолжить эту логическую цепочку, большинство назовут жару, море и — пробки. А нас, как автолюбителей, интересует поведение автомобиля при повышенной температуре «за бортом», особенно в условиях заторов.
Итак, все знают, что на жаре машина может «закипеть». Однако далеко не каждый автовладелец в курсе, по какой причине это происходит, и что нужно делать, чтобы последствия не стали критическими.
Сам факт перегрева свидетельствует о том, что в системе охлаждения что-то не в порядке, так как технически исправный автомобиль охлаждает себя сам, даже в самой «глухой» пробке при сорокаградусной температуре. На скорости радиатор продувается встречным потоком воздуха, а когда авто еле ползет, запускается вентилятор охлаждения. Пока двигатель холодный, антифриз или тосол движется по малому циклу — от мотора к помпе. Как только температура мотора поднимается до определенной границы, открывается клапан в термостате, и жидкость начинает циркулировать через радиатор.
Даже начинающий водитель знает — ехать с парующим мотором нельзя ни в коем случае, иначе пагубные последствия не заставят себя ждать
Но эта система, как и любая другая, может дать сбой. Чтобы порожденные им «невеселые» последствия для машины не пропустить, придется внимательно следить за показателями температурного датчика, - стрелка или другой маркер не должны оказаться в красной зоне — на тех автомобилях, где такой прибор присутствует. К сожалению, на наших дорогах еще хватает авто, не оборудованных таким нужным девайсом. Но даже раритет оповестит вас о перегреве двигателя загоревшейся аварийной лампочкой. Косвенными признаками могут служить резкий запах выкипающей охлаждайки и возникшая детонация. Наконец появляется он — пар из-под капота, рассеивающий все сомнения — двигатель автомобиля кипит.
Даже начинающий водитель знает — ехать с парующим мотором нельзя ни в коем случае, иначе пагубные последствия не заставят себя ждать.
Что делать с машиной при перегреве?
Сразу останавливайтесь, выставляйте аварийный знак, открывайте капот и ждите, когда мотор немного охладится. Пока внутренности авто проветриваются, осмотрите систему охлаждения. Если нет признаков протекания, аккуратно долейте выкипевшую жидкость в радиатор, но только удостоверившись, что шланги «отошли», то есть стали мягкими, а сам радиатор достаточно охладился. Подождите еще минут пятнадцать и потихоньку заводите машину, следя за датчиками. Не для того, чтобы двигаться в пункт назначения, а чтобы посетить ближайшее СТО для выяснения причин перегрева. Ведь мы написали выше — если автомобиль закипел один раз, вполне возможно, проблема повторится, ведь неисправность системы охлаждения сама собой не рассеется.
Такие последствия может вызвать и неправильный режим езды, например, движение на пониженных оборотах, но все-таки лучше провериться лишний раз, чтобы не усугубить ситуацию.
Если же датчик показывает, что температура поднимается слишком быстро, лучше не рисковать и вызвать эвакуатор.
Бывает, что при попытке завести двигатель, пустивший дымок, он либо не запускается вообще, либо сразу глохнет. У автолюбителя, естественно, начинается паника, мотор заклинило!
Чтобы не попадать в неприятные ситуации, перед дальними поездками, особенно в жару, следует провести диагностику системы охлаждения
Не стоит сразу бить тревогу. Вполне возможно, что дело в расширении поршней — от перегрева они увеличиваются в объеме на какое-то время и застревают в цилиндрах. Как только двигатель полностью остынет, эта проблема снимется, можно будет двигаться дальше. Куда? Правильно, вы уже поняли — в мастерскую. Впрочем, снекоторыми неполадками можно справиться самостоятельно.
Почему выходит из строя система охлаждения
Ниже мы перечислим наиболее явные проблемы, способные вызвать перегрев. Это — загрязнение радиатора, котрое устраняется прочисткой либо заменой на новую деталь. Радиатор может быть пробит, тогда вам дорога в ближайший автомагазин.
Утечка охлаждайки через потрескавшиеся шланги, разболтавшиеся хомуты или изношенный насос, также приведет к тому, что придется менять вышедший из строя участок.
Неисправность термостата тоже может стать причиной нарушения работы в системе охлаждения. Если нижняя часть радиатора при горячем двигателе остается прохладной, значит дело именно в термостате. Пора ставить новый.
Проблема порой заключается в водяном насосе или в вентиляторе. В последнем случае иногда достаточно проверить контакты. Причина закипания может оказаться и в сломанном электродвигателе или муфте включения. Разгерметизация расширительного бачка также приводит к перегреву.
Чего делать нельзя
Если мотор закипел, ни в коем случае не нужно делать следующие вещи.
Открывать пробку бачка или радиатора. Во-первых, можно обжечься паром, во-вторых — жидкость мгновенно испарится, а ведь она еще может сделать доброе дело — охладить перегревшиеся участки системы.
Поливать мотор водой либо охлаждайкой. Все учили физику, и знают, к чему может привести резкий перепад температур. Сразу вы этого не почувствуете, но появившиеся микротрещины рано или поздно дадут о себе знать. Лучше дать системе охладиться воздушным путем.
Чтобы не попадать в неприятные ситуации, перед дальними поездками, особенно в жару, следует провести диагностику системы охлаждения и удостовериться, что автомобиль готов справляться с высокими температурами.