Особенно обострилась ситуация в конце прошлого года. Тогда была отозвана лицензия у страховой компании «Россия», которая до того была очень активна на страховом рынке на Кубани. И тут же у многих страховщиков «вдруг» возникла нехватка нужного количества бланков полисов.
Молва утверждает, что повышение базового тарифа по ОСАГО произойдет вот-вот: Госдума примет поправки в закон до ухода на летние каникулы. Поэтому страховщики стараются сейчас притормозить продажу полисов ОСАГО, с тем, чтобы буквально через считанные недели продавать их дороже. Агенты страховых компаний, «играя» на «дефиците» бланков ОСАГО, навязывают вкупе с ними страхование других видов рисков.
Для автолюбителей грядущие новшества скорей благо. Да, придется платить за полис больше, но, во-первых, закончится нынешний бардак. Во-вторых, — сейчас лимит по «железу» меньше стоимости заднего фонаря или бампера какой-нибудь «крутой» иномарки, — потенциально ходим под угрозой суда, продажи машины или квартиры для погашения убытков... Наконец, обещано безальтернативное прямое возмещение убытков: компенсацию человек будет получать в «своей» компании, в которой сам полис и покупал, а не в компании, где застрахован виновник аварии. Это должно привести к тому, что будем выбирать по-настоящему надежного страховщика, а не абы подешевле.
Свои тревоги и «скользкие» вопросы мы предъявили Александру Казакову, директору Краснодарского филиала компании «Росгосстрах»:
— Выгодно ли ОСАГО «страховщикам»?
— О «выгоде» говорить не приходится: тариф на ОСАГО был установлен в 2003 году на основании статистики того времени, и он исчерпал себя еще в 2010 году. За период действия закона инфляция составила порядка 240%, а тариф ОСАГО не изменился. Инфляция и обновление автопарка привели к возросшей средней стоимости урегулирования убытка. В качестве примера, — только за первый квартал текущего года стоимость запчастей на иномарки в зависимости от региона возросла на 10-15%! За 10 лет действия закона с рынка ушли более 70 страховых компаний, не справившись с обязательствами, многие страховщики резко сократили свое присутствие на рынке ОСАГО.
Соотношение сборов и выплат не отражает реальной убыточности страхования, потому что этот бизнес — не только «сборы и выплаты», но и страховые резервы, расходы на ведение дел, судебные издержки и еще ряд других затрат. Реальную картину может дать только комбинированный коэффициент убыточности, и он по ОСАГО в ряде регионов уже превысил 100%.
В нашем филиале в 2013-м объем сборов по ОСАГО в крае и Адыгее составил 1,5 миллиарда рублей, а выплат – более 1 миллиарда. Убыточность филиала по ОСАГО пока в пределах нормы, но в сравнении с 2012 годом темп роста выплат на 17% опережал темп роста сборов.
— В вашем филиале хватает бланков ОСАГО?
— Да, в нашем филиале бланков ОСАГО достаточно.
— А полис ОСАГО «привязывается» ли к иным видам страхования?
— Приобретение полиса ОСАГО не зависит от покупки еще каких-либо страховых продуктов, — хочу это подчеркнуть. Но при заключении договора ОСАГО наши сотрудники объясняют клиентам, что полис защищает только ответственность водителя перед другими участниками движения, но не собственные, скажем так, потери. И предлагают приобрести полис добровольного страхования от несчастных случаев, — тем более, что — в отличие от ОСАГО — полис от несчастного случая не привязан к конкретной машине: защита по нему распространяется на все случаи ДТП, где застрахованный — водитель, пассажир или пешеход. Приведу статистику ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю: в прошлом году в крае произошло 7014 ДТП, — погибли 1343 человека и были ранены 8191 человек.
— Ваше мнение, с какой периодичностью государство должно пересматривать «правила игры» по ОСАГО?
— И этот вопрос преждевременен: пока ЦБ не принял решения о повышении региональных коэффициентов по ОСАГО. Пересматривать «правила игры» не нужно, — иначе рынок будет все время лихорадить. Но можно и нужно их аккуратно корректировать — в зависимости от экономической ситуации в целом и на страховом рынке, в том числе. Сегодня ОСАГО — единственный и уникальный сегмент экономики, где за 10 лет ни разу не менялся базовый тариф. Согласитесь, что это, по меньшей мере, странно?