Наконец-то лето. Под колесами сухой асфальт, а не каша из растаявшего снега и химикатов или скользкое «стекло» после дождя, отсутствуют помехи в виде снежинок или капель, бьющих в лобовое стекло. А машина, кажется, теряет часть своей мощности...
Бывает у вас такое ощущение? И ведь оно вполне оправдано, если под капотом вашего автомобиля стоит атмосферный двигатель с умной системой впрыска.
Для тех, кто учил физику в школе «назубок», проблема уменьшения мощности автомобиля в жаркую погоду — прозрачна. Для остальных — попытаемся объяснить, что же выбивает нескольких лошадей из «табуна» мотора?
Многие водители грешат на кондиционер. И он, действительно, съедает часть мощности, особенно если у вас слабосильный городской автомобильчик на «автомате». Но дело не только в пресловутом «охладителе».
Для того, чтобы атмосферный двигатель работал, топливо должно соединиться с кислородом в цилиндре — это знают все. Но дело в том, что под влиянием повышенной температуры кислород рассеивается, иначе говоря, меняется плотность воздуха, в частности, это одна из причин, почему в жару мы задыхаемся. Чем ниже температура, тем воздух насыщеннее, вспомните, как приятно вдохнуть полной грудью в мороз. Так, при температуре 0 градусов по Цельсию вес одного кубометра сухого чистого воздуха составляет около 1,3 кг. А при 30 градусах жары воздух того же объема будет весить всего 1,15 кг. В среднем на каждые 10 градусов повышения температуры воздух теряет от трех до пяти процентов плотности.
То есть разница в насыщенности всасываемых в цилиндр воздушных масс при нулевой отметке и при тридцатиградусной жаре составит почти 15%. Мы взяли усредненное значение, на разной высоте над уровнем моря показатель может также меняться — чем выше, тем воздух разреженней. Другие параметры тоже оказывают влияние. К примеру, влажность добавляет воздушным массам веса. Но при прочих равных разность температур отражается на плотности именно так. Что происходит, когда в цилиндр попадает разреженный воздух? Умная система впрыска подает сюда меньше бензина, следовательно, сгорает меньше топлива и автомобиль теряет в мощности.
Турбированные моторы такой болезнью не страдают, так как турбина подкачивает воздух по мере надобности при одинаковом количестве топлива.
А вот дизельным автомобилям в жару приходится сложнее всего, на некоторые, чтобы избежать этой проблемы, даже устанавливают промежуточный охладитель воздуха, повышающий плотность всасываемого газа.
Зато это одна из причин снижения расхода топлива в теплую погоду (если не включать кондиционер) и увеличение прожорливости автомобиля (опять же, не считаем печку) в холодную погоду. Как видите, во всем можно найти плюсы.